Советские легкие танки, БМД, БТР

Танковый музей, павильон N3 легкие танки, боевые машины десанта, бронетранспортеры.

Танковый музей, павильон легких советских танков, БМД и БТР, 2013 год

Танковый музей, павильон легких советских танков, БМД и БТР, 2013 год

Виртуальная экскурсия по павильону, каким он был с 1972 по 2015 год

«Павильон № 3 поражает разнообразием легкой бронетехники с самыми неожиданными боевыми свойствами и их сочетанием. Среди этого разнообразия скромно стоит единственный сохранённый в мире двух башенный танк Т – 26. Здесь же находится танк Т-70 – участник тяжелых боев 1942 года в районе Великих Лук, который 60 лет пролежал в болоте и группой энтузиастов восстановлен и возвращен в строй. А как Вам нравятся танки морской пехоты, которым по проходимости и сегодня нет равных (танков) во всём мире. Танки крылатой пехоты – БМД, этакий небольшой юркий весьма подвижный плавающий танк, ощетинившийся комплексом ракетно-пушечно-пулеметного вооружения? Вы можете себе представить себя любимого на месте механика-водителя боевой машины десанта, когда «алюминиевый танк», будучи выдернутым из чрева военно-транспортного самолета, на одном куполе парашюта, в почти свободном падении набирая скорость 9 этажей в секунду проваливается в бездну? Подобных систем не сумела создать ни одна страна мира.»

танковый музей в Кубинке

Вид на павильон в 90-е годы, архив

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д. Архивное фото на 2006 год

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д. Архивное фото 2007 года

Вид павильона в 2007 году. Послевоенные советские танки и БМД. (Северная половина павильона)

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д.

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д. Архивное фото 2006 года

Советские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-ДСоветские легкие танки, самоходные установки, Боевые машины десанта и БТР-Д. Архивное фото 2006 года

Современное состояние павильона N3

На лето 2016 года от павильона осталась только левая половина с техникой ВДВ. Вся бронетехника Второй Мировой войны увезена в разные места, частично в парк Патриот, частично по другим павильонам, немного по ремонтным мастерским.

танковый музей Кубинка

Павильон N3 легкие танки, БМД, БТР

Недавно правая половина павильона была очищена от легких советских танков (довоенного периода) и организован игровой полигон для стендовых движущихся моделей.

танковый музей Кубинка

Павильон N3, вид на 2015 год

советские легкие танки и сау

Вид павильона N3. Архивное фото на 2002 год

Советские легкие танки стали развиваться по результатам Первой Мировой войны. Франция и Польша изготавливали танки для поддержки кавалерии. А в эти времена Красная армия рассматривала Польшу как основной потенциальный ТБД. В Великобритании были закуплены для изучения легкие танки типа «Карден-Лойд-Виккерс», а в США два образца автомобильного танка «Кристи» С 1931-38 гг. путем творческого освоения зарубежного опыта были изготовлены различные первые советские легкие танки разведки, поддержки кавалерии и пехоты. Некоторые модели являлись плавающими. В павильоне представлены танки-амфибии Т-37А и Т-40 (конструктор А. Н. Астров). В начале войны амфибия Т-40 была преобразована в сухопутный Т-40С и на его базе стала развиваться «линейка» легких танков Т-30, Т-60, Т-70 с автомобильными моторами. Эти танки также представлены в павильоне.

Для доставки партизанам и десантированию в тылу врага в конце 1941 года конструкторам было выдано задание на разработку буксируемого планера. К работе был привлечен Олег Антонов — авиаконструктор, один из основателей советского планеризма. Он предложил интересный вариант транспортировки танка, снабженного крыльями, на буксире за самолетом (проект А-40 «Крылья танка»). Конструкция была предельно простой и дешевой. Танк должен был отцепляться от самолета-буксировщика за 20-30 км от места назначения, бесшумно перемещаться, производить посадку и, сбросив крылья, вступать в бой. Первый полет состоялся 2 сентября 1942 года.

После эвакуации заводов на Урал выпускались легкие танки Т-50, Т-60, Т-70 и Т-80. Они также предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Изготовлено более 14000 легких танков. Танки Т-70 участвовали даже в Курской дуге. За тактику боя «стаей» немцы их называли «саранчой». После Курской дуги шасси этих танков использовались для производства  самоходных  установок с пушками 76 мм.

Т-26, предназначенный для непосредственной поддержки пехоты, представлен в двух модификациях (с одной и двумя башнями). Этот так широко известен по гражданской войне в Испании. Разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. В 1938 году на танк устанавливается телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего выпущено более 11000 танков этого типа.

БТ (быстроходный танк) — был разработан для взаимодействия с кавалерией на базе танка «Кристи». Сняв гусеницы минут за двадцать, этот танк мог мчаться по трассе М1 на Варшаву и на Берлин как скоростной автомобиль.  Выпускался танк в 4-х основных модификациях: БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М. Они обладали исключительными скоростными данными (на гусеницах до 55 км/час, на катках до 75 км/час) и хорошей проходимостью. Танков БТ было выпущено около 8000, сохранились лишь единицы. К концу 1942 года они почти все были уничтожены. Один из сохранившихся стоит на памятнике в Монголии.

В послевоенное время на основании опыта войны, а также некоторых новых задач  создается легкий плавающий танк ПТ-76 (ведущий конструктор Н. В. Шашмурин).

ПТ-76 — это первый отечественный танк, предназначенный для сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты, для ведения боя на разных ТБД, где по условиям местности применение основных танков затруднено. Впервые в мире в качестве движителя на воде применен водомет, что позволило использовать танк не только на открытых, но и заболоченных водоемах. До настоящего времени для танков такого класса по проходимости ему нет равного в мире. Танк с 1951 года по настоящее время состоит на вооружении армии. На базе танка ПТ-76 созданы бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПК, пусковые установки тактических ракет, командно-штабные машины и др.

Опыт легких танков начала Великой Отечественной войны и даже элементы их конструкций снова были востребованы во время разработки техники для ВДВ.  До середины 60-х годов ВДВ («войска дяди Васи» — командующего генерал-полковника Василия Маргелова) комплектовались сверхлегкими самоходными артиллерийскими установками калибра 76 мм и 57 мм, созданными на основе автомобильных узлов и агрегатов, и даже 85-ти мс СУ-85 (15-ти тонными) на оригинальной базе с использованием элементов легких танков серии Т-30-Т-40-Т-60. С середины 60-х годов уже разрабатываются новые специальные боевые машины десанта с мощным вооружением: БМД-1, БТР-Д (гусеничный плавающий десантный бронетранспортер), Нона С, БМД-2 с 30-ти мм автоматической пушкой.

В начала 1972-го года приступили к испытаниям БМД (боевой машины десанта) сначала на специальном стенде, а затем и сбрасыванием  с самолета на специальных амортизирующих платформах весом под две тонны. При приземлении огромные купола парашютов накрывали технику, а стропы запутывались и попадали под гусеницы и катки. Кроме того, после сброса боевой машины, следом за ней прыгал экипаж. Еще в 60-х годах у командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии Маргелова созрела идея десантировать людей прямо в технике. Десантники, сидя в своих БМД, после приземления сразу идут в атаку.

5 января 1973 года АНТ-12 поднял на своем борту в воздух БМД с экипажем внутри. В «космических» креслах на месте механика-водителя сидел командир экипажа подполковник Леонид Зуев, наводчика-оператора — старший лейтенант Александр Маргелов (сын командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова).

Пять огромных парашютов медленно опустили БМД… которая улетела по воле ветра на многие километры от предполагаемой точки посадки. Таким образом, многокупольная парашютная система «КЕНТАВР» позволила десантировать экипаж внутри БМД, но точность приземления была далека от идеальной.

А если вместо купольной системы установить всего один легкий парашют? Тогда боевая машина будет спускаться вчетверо быстрее, а, значит, точнее. Вертикальную же скорость в момент приземления можно погасить за счет срабатывания специальных тормозных двигателей.

23 января 1976 года под Псковом, над парашютодромом 76-й Гвардейской Воздушно-десантной дивизии из люка военно-транспортного самолета вывалилась БМД и, притормаживая всего лишь одним парашютом, устремилась к земле, быстро набирая скорость почти свободного падения. Реактивная система торможения сработала хорошо. Машина сразу же завелась и помчалась на огневой рубеж, где экипаж отменно отстрелялся. Была решена задача десантирования БМД с частью экипажа внутри на парашютно-реактивной системе (ПРС) — без платформы. Программа называлась «РЕАКТАВР» (реактивный кентавр). В экипаж входили Александр Маргелов и Леонид ЩЕРБАКОВ. Через 20 лет после этого события за проявленное мужество и героизм им было присвоено звание Героев РФ.

С 1976 года на вооружение ВДВ были приняты парашютно-реактивные системы «РЕАКТАВР», которые позволили уменьшить время сбора личного состава и техники на площадке приземления после десантирования до десятков минут.

Техника ВДВ Российской армии

БМД-3 (конструктор А.В. Шабалин) выполнена с корпусом из алюминиевых сплавов,  мощным вооружением, усовершенствованной ходовой частью, превосходной гидравликой и универсальными сиденьями с системой амортизации, позволяющей десантировать эти машины парашютным способом с экипажем и десантом «с неба в бой». Появилась реальная возможность десантировать экипаж внутри машины в полном составе — все семь человек!

20 августа 1998 года впервые в мире такое десантирование в ходе обычных учений произвел 104-й Гвардейский полк . Подвижность и проходимость отечественных машин легкой весовой категории намного опережает лучшие аналоги зарубежного производства.  Подобные системы — это гордость России, это мужественность десантников, героизм испытателей, высочайший интеллект создателей военной техники, непревзойденные отечественные технологии. Ведь никто в мире, ни в Америке, ни в Германии, ни в Великобритании, ни во Франции не смог решить эту проблему. Если верить зарубежной печати, у французских военных была такая попытка, но и она не завершилась успехом (испытания на приговоренных к смертной казни уголовниках окончились гибелью последних)

Некоторые из экспонатов данного павильона:

бронетехника ВДВ десантных войск

авто- броне- техника ВДВ СССР и России, танковый музей Кубинка

легкий плавающий танк ПТ-76, танковый музей Кубинка

легкий плавающий танк ПТ-76, танковый музей Кубинка

официальный каталог  музея (**) Павильона N3

«Советские легкие танки, самоходные установки, боевые машины десанта и БТР-Д»***

N — Марка ———— Объект———Год выпуска———Наименование—-вид производства

  1. Т-27,  — , 1931, танкетка,  серийный
  2. Т-26,  — , 1932, легкий двухбашенный танк, серийный
  3. Т-26,  —-  ,      , легкий танк, серийный
  4. ОТ-130, — , 1938, огнеметный танк, серийный
  5. БТ-5,  —- , 1933, колесно-гусеничный танк, серийный
  6. Т-37А, —  , 1933, плавающий танк, серийный
  7. Т-30,  —  , 1940, легкий танк, мелкосерийный
  8. Т-40, —  , 1940, плавающий танк, серийный
  9. Т-126,  —  , 1940, легкий танк,  единственный образец
  10. Т-50,   —  , 1940, легкий танк, мелкосерийный
  11. Т-60,  —  , 1941, легкий танк, серийный
  12. Т-70,  —  , 1942, легкий танк, серийный
  13. ЗСУ-37,  —  , 1944, зенитная самоходная установка, серийный
  14. СУ-76,  —  , 1943, самоходная установка, серийный
  15. Т-80,  —  , 1943, легкий танк, мелкосерийный
  16. К-75,  —  , 1947, гусеничный бронетранспортер, единственный образец
  17. К-78,  —  , 1950, гусеничный плавающий бронетранспортер, единственный образец
  18. К-90,  —  , 1950, легкий плавающий танк, единственный образец
  19. ПТ-76, Объект 740Б, 1951, легкий плавающий танк, серийный
  20. ЗПТУ-2, Объект 750, 1955, зенитная самоходная установка на БТР-50П, мелкосерийный
  21. ЗПТУ-4, Объект 750, 1959, зенитная самоходная установка на БТР-50П, мелкосерийный
  22. БТР-50ПК, Объект 750ПК, 1957, плавающий гусеничный бронетранспортер, серийный
  23. БТР-50ПН, Объект 750 (905),1960, командно-штабная машина управления, серийный
  24. ПТ-76М, Объект 907, 1960, легкий плавающий танк, единственный образец
  25. ПТ-85, Объект 906, 1963, легкий плавающий танк, единственный образец
  26. -, Объект 685, 1976, легкий плавающий авиадесантируемый танк, единственный образец
  27. -, Объект 934, 1975, легкий плавающий авиадесантируемый танк, единственный образец
  28. -, Объект 940, 1976, командно-штабная машина, единственный образец
  29. АСУ-76, Объект 570, 1949, авиадесантная самоходная установка, единственный образец
  30. АСУ-57П, Объект К-73, 1949 (?), самоходная плавающая установка, единственный образец
  31. АСУ-57, Объект 572, 1951, легкая авиадесантная самоходная установка, серийный
  32. АСУ-57П, Объект 574, 1954, плавающая авиадесантная самоходная установка, единственный образец
  33. СУ-85, Объект 573, 1956, легкая самоходная установка, серийный
  34. БМД-1, Объект 915, 1969, боевая десантная машина, серийный
  35. БТР-Д, Объект 925, 1974, бронетранспортер, серийный
  36. БРЭМ-Д, —  , 1984, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, серийный
  37. БМД-2, Объект 916К, 1986,боевая десантная машина, серийный
  38. БМД-3, Объект 950, 1986, боевая десантная машина, серийный
  39. БТ-2,  —  , 1931, колесно-гусеничный танк (на постаменте), серийный

*- в Каталоге имеются некоторые неточности, исправления и уточнения во возможности приводятся также
** — с января 2012 — «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники»
*** — этот официальный каталог включает все образцы 3 павильона, которые в нем находились с момента образования музея (1972) до его «реорганизации» (2014). В данный момент большая часть раритетной довоенной техники в павильоне отсутствует.  Правую половину павильона занимает игровое поле для любителей играть в управляемые модели танков.

Некоторые образцы временно перемещены в Парк «Патриот» и в другие павильоны музея (N4)