Китай. Танки из Москвы, трофеи и собственное производство

История развития танков и авто-броне-техники  Китая неразрывно связана с историей страны, в ее особенностях как до появления в Китае иностранцев, так и в XIX -XX веках. Это — «опиумные войны», появление в Китае иностранных концессий (английской, французской) и даже русской. Это — революция 1911 года и падение династии Цин, что привело к междуусобным войнам, в которых особенно в 1924-1928 году активно участвовали русские, сформировавшие целую дивизию бронепоездов.

И конечно, главную роль в возникновении бронесил Китая сыграла японская агрессия , так называемая «Великая Восточно-Азиатская война»

Подробнее про историю Китая и его отдельных городов, в том числе Шанхая, Харбина и т.д. можно прочитать на сайте военно-туристического клуба

Если кратко, то:

Во время и по окончании гражданской войны в России Китаю на линии КВЖД достались некоторые бронепоезда Русской (белой) армии, в том числе и знаменитый «Орлик» («Заамурец»)

Во время междуусобных войн в Китае с 1924 по 1929 год «северной группировке» маршала Джан Дзу Чана (входящего в группировку маршала Джан Дзо Лина) бронепоезда строились русскими мастеровыми из Харбина, в том числе и по образцу «Орлика». Всего «самодельных» и доведенных до уровня «Орлика» бронепоездов было построено до 14 штук (по данным автора сайта), входящих в русскую дивизию бронепоездов генерала Чехова. В это же время начинаются строиться и первые бронепоезда «южан» при содействии военспецов из СССР (Блюхер и др.) В 1927-1928 году были построены и бронепоезда с русскими командами и у других маршалов, союзников Джан Дзо Лина, Во время войны между северной и южной группировкой, между маршалами Фыном и Джан Дзо Лином известно , что в 1927 году было захвачено 3 французских танка «Рено FT-17» у «северян», состоящих на службе Джан Дзо Лина.

На иностранных концессиях 20-30 гг , прежде всего в Шанхае имеется значительное количество бронеавтомобилей Великобритании и Франции, но китайцам они не достаются. Нужно отметить, что по международным законам Китаю, где шла междуусобная война, официально запрещалось поставлять любое оружие, но в нарушении этого туда оно поступало, прежде всего легкое стрелковое и артиллерия.

Первые танки в Китае массово были замечены начиная с 1932 года после начала японско-китайских первых конфликтов. Агрессия Японии переросла в крупномасштабную японо-китайскую войну и соответственно появились первые «трофейные» японские танки. Оказывая военно-техническую помощь Китаю в борьбе против Японии, СССР стал поставлять танки и самолеты, а также «военспецов». В результате начала японско-китайской войны некоторые ограничения на продажу вооружения Китаю были сняты. Англия стала поставлять свои танки «Виккерс шеститонный», Франция — уже устаревшую к этому времени «Renault FT 17»

Поставки техники из СССР в Китай с 1937 по 1941 год до сих пор не изучены, но точно известно, что начиная с 1941 года советские танки класса БТ (или Т-26 только?) уже стояли на вооружении армии Китая (в это время коммунисты Китая под руководством Мао Дзе Дуна были в «дальнем походе» и никакой роли не играли)

танки из Москвы в Китай

Танки, попавшие из Москвы в Китай, 1941 год

Если верить подписям, то эти советские танки серии  «Т-26» в 1941 году уже находились в провинции Китая Хунан (в английских подписях встречаются неточности)

После начала войны между США и Японией Китай автоматически стал «союзником» по «анти-гитлеровской и анти-японской «коалиции и стал получать официальную помощь от США и СССР

продолжение истории авто-броне-танко-строения в Китае следует…

Примечание

История Китая, японско-китайской война и события 1932-1945 гг. хорошо представлены во всех музеях Китая, особенно в Пекине, Харбине, Нанкине и Шанхае. В последнее время (год российско-китайской дружбы) очень много туристов из Китая посетило Москву и даже танковый музей (см. отчет в День танкиста 2014). Ну а кто хочет нанести ответный визит из Москвы в Китай, узнать больше культуру, историю, военное дело, расписание туров в Китай из Москвы в Шанхай и другие города с друзьями или с детьми на  каникулы  (обзорные и обще-развивающие экскурсионные индивидуальные VIP- и эконом-туры) можно посмотреть на сайте туроператора Asia-travel 

Заметьте, что для граждан РФ Китай ввел визовые послабления, особые визы (краткосрочные, групповые..) и для тех, кто принимает решение о месте проведения отпуска в последний момент, это тоже немаловажный фактор. Да и есть возможность совмещения обще-развивающих , полу-деловых поездок с пляжным отдыхом (в Китае, Вьетнаме и Камбодже сейчас тепло). И патриотично и пракатично…